Управление качеством дошкольного образования.

 

Основными приоритетами развития системы  дошкольного образования в РФ на сегодняшний день являются согласно Указу Президента РФ от 7.05.2012 № 599 и госпрограмме «Развитие образования»: повышение качества и доступности дошкольного образования.

Качество образования – это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигаемых образовательных результатов требованиям и ожиданиям заказчиков –  государства, общества, личности.

Удовлетворенность качеством условий дошкольного образования является показателем работы дошкольного образовательного учреждения. В понятие качество образования мы вкладываем такие составляющие как: условие, процесс, результат.

С 1 сентября 2015 года коллективы детских садов должны скорректировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации  в соответствии с Примерной программой, заканчивается переходный период введения ФГОС ДО с выходом Примерной программы. Однако сохраняются проблемы введения Стандарта в частности выполнения п. 3.2.5.:

– дефицит профессиональной компетентности педагога в вопросах применения современных образовательных технологий, взаимодействия педагога с детьми и ребенка с ребенком.

– незнание, нежелание и неумение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка в различных сферах деятельности;

– и наиболее остро стоит проблема обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Управление качеством дошкольного образования раскроем на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Детство» комбинированного вида, города Нижний Тагил, которое включает в себя 34 структурных подразделения.

Рассматривая условия качества образования можно сказать, что в детских садах МАДОУ д/с «Детство» создана  современная развивающая предметно – пространственная среда. Созданная модель жизненного пространства направлена на обеспечение максимально – комфортного состояния ребенка и его развития.

В 2015 году МАДОУ д/с «Детство» стал членом ассоциации межокружного проекта «Инженерная галактика» в рамках комплексной программы «Уральская инженерная школа», во всех детских садах открыты уголки или комнаты  «Удивительный LEGO мир» для развития логического мышления и конструктивных умений в мире робототехники «От простого к сложному»

Реализуя проект  «Чудо – завод на Вагонке живет» в рамках городского проекта «Лаборатория профессий. Дошкольник» и в плане социального партнерства с АО НПК «Уралвагонзавод»  в детских садах созданы и функционируют игровые познавательные комплексы «Лаборатория профессий ОАО НПК «Уралвагонзавод» – с целью ранней профориентации детей дошкольного возраста и знакомства с рабочими профессиями предприятия.  

Образовательный процесс в детских садах МАДОУ «Детство» осуществляют педагоги и специалисты.

С 1 января 2017 года вступает в силу «Профессиональный стандарт педагога», который говорит о том, что «Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки». Поэтому необходимо начинать работу по введению «Профессионального стандарта» уже сейчас.

Педагогический коллектив МАДОУ д/с «Детство» отличается стабильностью, обеспеченность кадрами на 96 %; 83% имеют высшее педагогическое образование; 51% среднее профессиональное образование.

В МАДОУ д/с «Детство» работают 28 молодых специалиста.

Прошли курсы повышения квалификации 352 педагога МАДОУ д\с «Детство», что составляет 53% от общего количества педагогических и руководящих работников. По реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования  прошли курсы повышения квалификации за период с 2013 по 2015 год 516 педагогических и руководящих работников, что составляет 80% от общего количества педагогических и руководящих работников МАДОУ «Детство».

Образовательная деятельность в детских садах МАДОУ д/с «Детство» строится, учитывая контингент воспитанников, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, социальный заказ родителей.

МАДОУ д/с «Детство» работает в инновационном режиме, что позволяет оставаться конкурентоспособным  учреждением в городе Нижний Тагил.

3 детских сада  являются членами сети инновационно – активных ОУ Уральского региона Федеральными экспериментальными площадками АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.

 На качество дошкольного образования влияет 8 основных факторов, по Маккензи:

  1. Подбор талантливых детей
  2. Хорошая подготовка в педагогических ВУЗах
  3. Методическая поддержка молодых педагогов
  4. Повышение квалификации,
  5. Самообразование педагогов
  6. Заработная плата педагогических работников
  7. Эффективное управление
  8. Самый важный фактор – это не терпеть плохую работу педагога!!!

Опрос родителей детских садов МАДОУ «Детство» показал, что важной задачей перед нами встает задача по ознакомлению родителей с ФГОС ДО, его основными положениями. Самым главным для педагогических коллективов становится возможность реализации в педагогической практике такой принципиально важной составляющей дошкольного стандарта, как индивидуализация дошкольного образования. Надо учить педагога находить индивидуальный маршрут к развитию каждого ребенка и тогда каждый ребенок будет действительно уверен в себе и успешен на следующем этапе обучения. Удовлетворенность качеством дошкольного образования является показателем, отражающим представление родителей  о  качестве государственных и муниципальных услуг в сфере образования области. Можно рассматривать удовлетворенность как эффект от результатов деятельности ДОО.  Поэтому вопросы анкеты были направлены на выявление данного эффекта. Определяющим вопросом стал вопрос о понимании качества образования родителями дошкольников.

По данным опроса, в понятие «качество образования» родители, в первую очередь, включают такие позиции, как  получение знаний, являющихся основой личностного развития (76,6%) и хорошие организационные условия образовательного процесса (66,3%). Вторую позицию отметили также и родители школьников. Родители дошкольников озабочены тем, чтобы в ДОУ, в первую очередь, были заложены основы для личностного развития их детей через полученные знания и созданные для получения этих знаний условия.

Детальный анализ ответов родителей выявил зависимость выбранных позиций от того, в каком возрасте находится их ребенок. Так, от возраста маленьких детей (от 1 до 3 лет) до возраста от 4 до 7 лет отмечается рост численности родителей, выбравших следующие позиции:  внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий (с 35,3% до 38,9%), получение знаний, являющихся основой личностного развития (с 62,6% до 67,1%). Высокий уровень профессионализма кадрового состава школы оценивается одинаково всеми родителями. Хорошие организационные условия более значимы для родителей детей в возрасте от 1 года до 3 лет.

По стремлению поддерживать связь с родителями высокую оценку (5 и 4) дали 84,2% родителей, по стремлению вовлекать родителей в процесс оценки качества образовательных услуг – 74,9%, по стремлению учитывать потребности родителей и воспитанников в дополнительных образовательных услугах – 70,9% респондентов. Низкие оценки (1 и 2) выставлены за стремление поддерживать связь с родителями – 3,1%, за стремление вовлекать родителей в процессы контроля и оценки качества образовательных услуг – 5,3%, за стремление учитывать потребности родителей и воспитанников в дополнительных образовательных услугах – 6,2%. Анализ данных, представленных в таблицах, показывает, что наиболее довольны деятельностью работников ДОО родители годовалых детей (которые фактически только начали посещать ДОО) и родители 7-летних дошкольников (которые являются выпускниками ДОО). Наиболее критичны родители, детям которых 5 и 6 лет, наиболее низкие оценки ими выставлены по стремлению ДОУ учитывать потребности в дополнительных образовательных услугах.

Данные оценки коррелируют с мнением родителей о престижности ДОО. Так, престижным считают ДОО, которое посещают их дети, 73,3% родителей, не согласны с высокой оценкой престижности ДОУ 4,7% родителей и 3,9% родителей затруднились с данной оценкой. Не испытывали трудности с оценкой престижности родители, детям которых 1 год и 7 лет.

Аналогична картина и по оценке постоянного повышения качества образовательных услуг в ДОО. Высокую оценку по данному показателю дали 73,1% родителей, не согласны с данным утверждением 4,8% родителей (среди которых нет родителей годовалых детей и только 1 родитель 7-летнего ребенка). Затруднились выразить свое мнение по данному направлению деятельности ДОУ 3,5% опрошенных.

Престижность ДОО и постоянство в повышении качества образовательных услуг связаны с оценкой качества деятельности заведующего ДОУ, его профессионализмом. По данным показателям мнение родителей фактически идентично. Полностью удовлетворены качеством работы заведующего ДОО 77,9% родителей, не удовлетворены – 4,3%, затруднились с ответом – 2,9% респондентов.

Устраивает профессиональная компетентность заведующего ДОО как руководителя 73,1% опрошенных родителей, не устраивает – 4,6%, затруднились в оценке профессиональной компетентности заведующего ДОУ несколько больше родителей – 6,4%.

Одним из основных показателей в оценке качества дошкольного образования является оценка труда непосредственных  создателей качества – воспитателей ДОО. Анализ ответов родителей по данному вопросу показывает практически те же результаты, что и по оценке повышения качества образовательных услуг. Так, согласно полученным ответам, 76,2% родителей удовлетворены деятельностью воспитателей, 4,3% – не удовлетворены, 3,3% – затруднились с ответом. И опять наиболее довольны и уверены в своей оценке родители детей, возраст которых – 1 год и 7 лет.

Оценка деятельности воспитателей основана на понимании объективности оценки достижений ребенка, понимании того, что знания ребенка соответствуют его образовательному уровню и хорошей подготовкой детей к школе. Результаты исследования показывают, что согласны с объективной оценкой достижений ребенка в ДОО 9,5% родителей, отрицают объективность только 3,0%. Не смогли ответить на данный вопрос всего 1,9% человек (из всех опрошенных – 28 человек). Среди родителей детей младшего возраста (от 1 года до 3 лет) нет таких, которые полностью не согласны с данной позицией, с долей сомнения они отрицают объективность оценки (выбор их ответа – скорее не согласны), т.к. в таком возрасте еще сложно говорить о способностях ребенка и у родителей существуют большие надежды на этот счет.

Поэтому согласны, что знания ребенка соответствуют уровню образования (в данном случае возрасту) 82,1% родителей, не согласны с данным утверждением 3,1% родителей, затруднились с определением всего 1,8% респондентов.

Одним из важных условий осуществления образовательного процесса является образовательная среда, в частности, материально-техническое оснащение помещений ДОО. Устраивает материальная база ДОО 71,1% родителей, не устраивает 5, 2% (за исключением родителей детей в возрасте опять 1 год и 7 лет), затруднились в оценке МТБ 2,8% опрошенных родителей (без затруднений та же возрастная группа).

Созданная образовательная среда позволяет осуществлять те или иные дополнительные образовательные услуги, востребованные потребителями. Родителей, которые считают, что в ДОУ существуют разнообразные дополнительные образовательные услуги – 64,5%, не согласны с позицией о разнообразии дополнительных образовательных услуг – 11,3% родителей, принимавших участие в исследовании (за исключением родителей 7-летних детей), не смогли дать конкретную оценку по данному вопросу 6,0% родителей   

Предоставленным законодательством РФ об образовании правом участия в управлении образовательным учреждением родители активно используют и лично участвуют в работе ДОО. Бесспорным лидером остается посещение родительских собраний (79,1% выбора родителей). Почти половина опрошенных родителей посещают сайт ДОО, около трети являются членами родительского комитета, активно участвуют в делах детского сада.

На ключевой вопрос проводимого исследования об удовлетворенности качеством образования удельный вес респондентов, удовлетворенных качеством образования (ответ «Удовлетворен полностью» и «Скорее удовлетворен»), составил в среднем 81,2%. Частично удовлетворенных качеством образования – 14,9% и не удовлетворенных – только 3,9%. Наибольшее количество недовольных качеством образования среди родителей 5-летних детей, нет недовольных среди 7-летних.

Ценность проведенного анкетирования заключается в том, что оно позволило не только получить ответ на ключевой вопрос, но и  максимально охватить составляющие многомерного понятия «качество образования».

Результаты анкетирования свидетельствуют о достаточно высокой степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования.

Для органов управления образованием всех уровней при проведении социологических исследований удовлетворенности населения качеством образования  наиболее важным является выявление факторов, влияющих на удовлетворенность,  «проблемных полей»  в этой области и  определение направлений работы по улучшению  ситуации.

Условно факторы, влияющие на удовлетворенность населения качеством образованием, можно разделить на две группы:

  • Удовлетворенность условиями образовательного процесса.
  • Удовлетворенность результатами образовательного процесса.

К факторам, влияющим на удовлетворенность населения условиями образовательного процесса, относятся:

– его оснащенность;

– уровень профессионализма педагогического и управленческого персонала;

– отношения образовательной организации с родителями воспитанников и обучающихся;

– представления обучающихся и их родителей об условиях осуществления образовательного процесса;

– представления, сложившиеся в местном сообществе, о том, какими  должны быть условия в школе, детском саду и какими должны быть педагоги этих образовательных организаций. 

Факторами, влияющими на удовлетворенность населения образовательными результатами, являются:

– степень соответствия образовательных результатов требованиям ФГОС;

– степень соответствия образовательных результатов ожиданиям родителей.

Обе группы факторов в оценке удовлетворенности населения качеством образования имеют разные весовые значения. Различия  в весовых  значениях факторов зависят от уровня потребностей населения в образовательных услугах, степени их удовлетворения  и ожиданий, которые сформировались  у представителей различных групп населения относительно сферы образования.

Материалы анкетирования  показали, что важнейшей фигурой, влияющей на удовлетворённость населения качеством образования,  является воспитатель: уровень его профессионализма, характер отношений с  обучающимися и их родителями. Родители не бывают неудовлетворёнными школой и детским садом вообще, как правило, удовлетворенность и неудовлетворённость связана с деятельностью конкретного воспитателя или администрации конкретного детского сада.   Чаще всего родители бывают не удовлетворены не результатами образования, а отношением к их ребенку со стороны воспитателя/учителя.

Целесообразно выделение еще двух факторов, влияющих на показатель удовлетворенности  качеством образования: информированность населения  о системе образования и возможность влияния общественности на процессы, которые происходят в системе образования. Оба фактора  напрямую не связаны ни с качеством образовательного процесса, ни с качеством его результатов, но при этом существенно  влияют на общий показатель удовлетворенности.

Основными средствами информирования родителей в детских садах  являются традиционные родительские собрания, непосредственные встречи работников системы образования с представителями общественности, а также сайты образовательных организаций. Следует отметить, что сайт образовательного учреждения  как  информационный канал, используются для информирования родителей не всегда эффективно (по данным исследования не все родители, посещающие сайт ОО, получают необходимую информацию). Затруднения, которые испытывали родители при ответе на вопросы анкеты в ходе исследования, также говорят о недостаточной их  информированности по данной проблеме.

Структура, через которую общественность может влиять на ситуацию в образовании – это орган государственно-общественного управления (Совет образовательной организации), который по данным исследования недостаточно популярен у родителей.  

Можно сделать вывод о том, что основными причинами, снижающими уровень удовлетворенности населения качеством образования, являются следующие:

– отсутствие объективной и релевантной информации у населения о системе образования, ее состояния и образовательных результатах;

–  недостаточный уровень вовлеченности родителей, общественности в процесс управления образованием.

Дошкольное образовательное учреждение рассматривается, как организация, оказывающая образовательные услуги. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.

Новые задачи, которые стоят перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Группы общественности, с которыми работает образовательные учреждения, представляют собой:

внутреннюю общественность – дети, посещающие ДОУ; педагоги, сотрудники, руководитель ДОУ;

внутренне – внешнюю общественность – родители детей, посещающих ДОУ;

внешнюю общественность – органы управления образованием, другие ДОУ, социальные институты (школа, музей и др.), социальные партнеры, ВУЗы и предприятия.

МАДОУ д/с «Детство» находится в Дзержинском районе города Нижнего Тагила, градообразующим предприятием которого является АО «НПК «Уралвагонзавод». Поэтому 67% родителей, посещающих детские сады – это работники Уралвагонзавода, которые заинтересованы в качестве образования своих детей.

Исторически сложилось так, что детские были в составе Уралвагонзавода с  1936 г.   В 2008 г детские сады были переданы в Муниципалитет, но связи сохранились и вышли на новый этап развития, обрели форму социального партнерства, которое базируется на следующих принципах:

– Равноправие сторон (стороны одинаково вправе проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений).

–  Уважение и учет интересов сторон.

–  Заинтересованность сторон.

–  Добровольность принятия сторонами на себя обязательств

–  Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (все принимаемые обязательства должны быть реально выполняемыми.

– Социальная справедливость.

– Приоритетность.

Целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования  является то,  ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Социальное партнерство МАДОУ д/с  «Детство» и АО «НПК «Уралвагонзавод» способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО; это взаимовыгодное сотрудничество с обеих сторон: для инвестора – раннее самоопределение в выборе профессии на предприятии а для дошкольного учреждения  – дополнительное финансирование, развитие материально-технической базы, что позволяет повышать качество образования к во имя благополучия подрастающего поколения – будущих потенциальных заводчан.

Таим образом управление качеством дошкольного образования, это управление инновационной деятельностью организации, социальное партнерство с предприятиями и организациями, управление педагогическими кадрами, а самое главное умение жить интересами детей.

 

Добавить комментарий