«ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС ДО «Социально- коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС ДО, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса, является на сегодняшний день актуальной проблемой и задачей сохранения детского здоровья решаются на самом высоком государственном уровне.

Но, как показывает практика и имеющийся опыт по решению данных задач, существуют определенные недостатки, как в результатах и в основном процессе, так и в самих условиях профессиональной деятельности.

Наряду с уровнем интеллекта IQ в настоящее время все чаще проявляется интерес к показателю EQ — по-английски «emotional quality», что дословно означает «качество чувств». Эмоциональный интеллект способствует личному успеху человека, по крайней мере, на 80%, тогда как уровень интеллекта IQ — всего лишь на 20%. Под «успехом» здесь понимается не только профессиональная карьера, но и успех в отношениях с окружающими, в семье и повседневном общении с другими людьми. Данный термин описывает целый ряд человеческих особенностей: характер, тактичность, тонкость чувств, человечность. Характерно, что эмоциональный интеллект сегодня упоминается в одном контексте с профессиональным и личностным успехом.

Непривычно звучащий термин — «эмоциональный интеллект» — введен в научный обиход американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Майером. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности»

В структуру эмоционального интеллекта у старших дошкольников входят способности к пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении в виде эмоциональных состояний при решении мыслительных задач, способности к различению и выражению эмоций.

Эмоциональный интеллект включает в себя несколько способностей:

  • Понимание и осознание своих эмоций
  • Умение конструктивно выражать эмоции
  • Контролирование своего эмоционального поведения
  • Понимание чувств других людей
  • Учет чувств других людей в своем поведении.

 

Посмотреть презентацию